
Фокеева Индира Викторовна
Учитель-логопед, председатель школьного психолого-медико-педагогического консилиума
Нарушение речи – распространённое явление среди школьников.
Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей ребенка и снизят качество жизни в целом.
Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.
Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно. К таким детям нужен специальный комплексный подход, внимание и сопровождение. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная.
ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ
Логопедический пункт школы создан в целях оказания помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими программы по русскому языку.
В него зачисляются дети со следующими проблемами:
- общее недоразвитие речи разной степени выраженности;
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
- фонематическое недоразвитие речи;
- заикание;
- недостатки произношения – фонетический дефект;
- дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия);
- нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.
Основные цели работы логопедического пункта школы:
- наиболее полное обследование речи, выявление характера и степени нарушения речевой функции (при наличии нарушения);
- определение путей устранения выявленных речевых нарушений и их применения;
- пропедевтика нарушений речи.
Применяются как традиционные формы логопедической работы, так и новейшие методики коррекции речевых нарушений:
- пальчиковая и артикуляционная гимнастики;
- массаж артикуляционного аппарата;
- методики по формированию фонематического восприятия;
- лексико-грамматические упражнения.
Основные направления работы логопедической службы школы:
- коррекция нарушений звукопроизношения;
- коррекция нарушений письменной речи (письма и чтения);
- коррекция нарушений мелодико-интонационной стороны речи;
- профилактика дисграфических нарушений.
Программы сопровождения логопедической службы школы выстроены с учетом основных направлений работы и основных видов речевых нарушений:
- Программа сопровождения для учащихся с логопедическим заключением «Дислалия» (нарушение звукопроизношения);
- Программа сопровождения для учащихся с логопедическим заключением «Дисграфия» (нарушение чтения и письма).
- Программа сопровождения для учащихся с логопедическим заключением «ОНР» (общее недоразвитие речи различного уровня).